?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Малоохтинское православное кладбище расположено в Санкт-Петербурге на Малой Охте районе нынешних Новочерскасского пр., ул., Перевозного пер., безымянного проезда от переулка до Малоохтинского пр., затем по проспекту и замыкает квадрат Республиканская ул. Не путаем с Малоохтинским старообрядческим кладбищем, которое пока ещё существует.

Время появления кладбища не известно, считается что оно появилось в конце XVIII века когда здесь была построена церковь Марии Магдалины в 1778-81 гг. Высказываются предположение, что кладбище существует со времён г. Ниена.


Храм Марии Мардалины на бывшем Малоохтиском православном кладбище

История храма: „Малая Поречна имеет довольно красивую кладбищенскую церковь“, – писал Н. Г. Помяловский, родившийся в семье дьячка этого храма и похороненный на местном кладбище. Здесь же были погребены известный живописец-маринист А. П. Боголюбов, лейб-медик П. А. Наранович, драматург Е. Ф. Розен.
В истории храма много белых пятен. Судя по документам, на кладбище Малой (Верхней) Охты в 1762 уже существовала деревянная часовня, которую в 1778–1781 заменила однопрестольная каменная церковь. Неизвестно, кем она была выстроена и как выглядела. Население слободы, достигавшее нескольких тысяч человек, было очень набожным, часто ходило на службы, хорошо знало устав.
В 1849 на пожертвования прихожан арх. В. Ф. Небольсин, а затем К. Я. Маевский начали перестраивать церковь, потратив 30 тыс. руб. серебром. Вначале в 1851 на средства купцов был выстроен правый придел свт. Иоанна Златоуста, позже – левый благ. кн. Георгия, каменный купол и двухъярусная колокольня. 30 марта 1857 состоялось освящение главного придела.
Основной объем храма имел вид четверика, увенчанного небольшими главками на высоких барабанах. Приделы друг от друга отделялись перегородками, что позволяло одновременно служить литургию и панихиды. Охтяне сделали двухъярусные золоченые резные иконостасы, в которых было несколько старинных икон, прежде всего – Божией Матери. На одном из канунников находился крест с мощами, некогда подаренный Александру I Константинопольским Патриархом.
Старинная Тихвинская часовня в 1900 г. от перевоза через Неву, где стоял каменный столб с образами благ. кн. Александра Невского, была перенесена на площадку по другую сторону проспекта. Неподалеку от церкви находилась Никольская часовня (1903, арх. О. Л. Игнатович) в память выздоровления Николая II; в конце Мариинской ул. – Воскресенская (в 1904–1905 перестроена О. Л. Игнатовичем), две другие деревянные часовни размещались на месте холерного кладбища, возникшего во время эпидемии 1831 года, и в деревне Клочки.
В 1878 при церкви возникло благотворительное общество, содержавшее богадельню и четыре приходские школы. В 1913 жители увековечили память своего знаменитого земляка, назвав улицу у кладбища именем Помяловского.
В первый Спас крестный ход из храма шел на Неву, в престольный праздник – по приходу.
В 1917 настоятелем храма был прот. Феодор Алексеевич Малов.
13 мая 1938 в связи с предполагаемой реконструкцией Охты Леноблисполком постановил снести церковь и кладбище. Однако закрытый в августе храм чудом уцелел; после войны в нем устроили кинотеатр, а снесли лишь в середине 1970-х. Сейчас на месте уничтоженного кладбища – обширный пустырь, часть которого занимает спортивная площадка.
В 1996–2001 неподалеку, по Малоохтинскому проспекту, 68-а, выстроен каменный Успенский храм в память погибших в блокаду.
Использованы материалы «Энциклопедии Санкт-Петербурга».

Очерк истории кладбища: Кладбище начиналось сразу за церковным алтарём и тянулось в восточном направлении. Это был скромный пригородный некрополь, где хоронили главным образом местных жителей. Исторических захоронений насчитывалось на Малоохтинском немного. Это, прежде всего, могила живописца А.П. Боголюбова, основателя Радищевского музея в Саратове, и его матери Ф.А. Боголюбовой-Радищевой (дочери писателя А.Н. Радищева), лейб-хирурга П.А. Нарановича, поэта и драматурга Е.Ф. Розена, архитектора И.П. Ропета (Петрова).
Около церковного алтаря скромный крест отмечал могилу писателя Н.Г. Помяловского, родившегося в семье дьякона местной церкви и умершего на Малой Охте в возрасте 28 лет. Ежегодно 22 июля на Малой Охте отмечался храмовый праздник, описанный Помяловским в очерке «Поречане»:
«День был ясный и тихий. В Поречину через реку народ валом валит. Кладбище переполнено нищими, торговым людом и почитателями праздника, из которых, между прочим, большая часть пришла помянуть своих родственников и друзей с самоварами, кофейниками, водкой и закуской. Стон стоит на кладбище, потому что многие, не дождавшись крестного хода, уже успели справить поминальную тризну, - а на тризне, как известно, наш православный народ не есть, а лопает, не пьёт, а трескает. За кладбищем, на поле, расположились до поры до времени фортунки, игра в кости, медведи, обезьяны, учёные собаки, комедианты и шарманки.
Но вот церковные сторожа яро ударили в колокола; хотя в уставе и сказано, что в большие праздники «пономарь клеплет во все тимпаны тяжко, но не борзяся», однако сторожа очень борзились. Церковные двери распахнулись настежь, и из них показались хоругви, потом фонарь, запрестольный крест, за ним – певчие – соборная братия, далее огромное количество образов, несомых большею частью благочестивыми бабами и мальчишками, любящими всевозможные церемонии, наконец, появились попы, а за ними огромная масса народу…»
В 1913 г. совет выборных Охтинского пригородного общества решил увековечить память своего знаменитого земляка. Небольшая улица, проходившая вдоль кладбища, была названа именем Помяловского.
После революции на Малоохтинском почти не хоронили, хотя церковь продолжала действовать. В декабре 19917 г. кладбище осмотрела специальная комиссия, которая признала его переполненным, а также отметила, что «по проекту планировки этого района намечено продолжить Средний пр. М. Охты через кладбище, присоединив в будущем восточную часть кладбища к центральному парку». После публикации в газетах постановления о закрытии в Леноблисполком пришло письмо от жителей Малой Охты, протестовавших против такого решения. Они отмечали, что в запущенности «виноват исключительно орган, в ведении которого находится кладбище. Во время последних десяти лет там не было сделано совершенно никакого ремонта мостков, забора и очистки канав для стока воды… Забор кругом кладбища в тяжёлые годы отсутствия топлива расхищен, а животные (коровы и овцы), имея свободный доступ на кладбище, портили растительность и раскапывали холмы на захороненных местах. Пьяные компании молодёжи производили самым отчаянным образом поломку прекрасных памятников, имеющих давность более 100 лет…».
Заявление, по советскому обычаю, Леноблисполком отослал в ту самую организацию, на которую жаловались охтяне, - Гороткомхоз, в чьём ведении состояли городские кладбища. Там решили: заявление «удовлетворению не подлежит», т. к. «закрытие кладбищ производится на основе заранее выработанного плана». В духе времени политический выпад коммунальщиков: «По мнению работников похоронного отделения, указанное заявление граждан написано по инициативе духовенства, обслуживающего кладбище и рискующего потерять источник дохода после его закрытия».
Кладбище закрыли, но окончительно погиблро оно чрез 10 лет. В мае 1938 г. в связи с планом реконструкции Охты вышло постановление о закрытии Малоохтинской церкви и её сносе в шестимесячный срок. Одновременно было решено «ликвидировать все могильные сооружения по всему кладбищу», то есть, попросут говроря, - пустить его под бульдозер. Малоохтинское кладбище перестало существовать, хотя церковь чудом уцелела. После войны в ней устроили кинотеатр, а снесли лишь в середине 1960-х гг. при расширении Малоохтинского пр.
Некоторые исторические захоронения были перенесены с Малоохтинского в музейные некрополи. На Литераторских мостках оказался Н.Г. Помяловский. Памятник барону Е.Ф. Розену (без праха), автору либретто оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», находится вблизи могилы композитора в Некрополе мастеров искусств. Туда же перенесли прах А.П. Боголюбова.
По материалам книги «Исторические кладбища Петербурга: справочник-путеводитель», составители А.В. Кобак и Ю.М. Пирютко, 1996 г.

В наши дни рядом с кладбищем, почти на его месте был построен так называемый «Блокадный храм». Известно, что при строительстве храмы было найдено около 150 человеческих останков, которые попросту были вывезены на кладбище. Первый настоятель и строитель храма Протоиерей Виктор Васильевич Ерошенко (1962-2004) знал, что он строит на месте кладбища, но всё равно строил, вместо того, чтобы восстанавливать Магдалинскую церковь. 11 августа 2004 г. он поднялся на леса храма, осмотреть мозаичную икону (на фото), очевидцы рассказывают, что ветра не было, был полный штиль, вдруг налетел шквалистый ураганный ветер, который уронил леса, вместе с людьми, которые там были, отец-настоятель погиб, другие пострадали мало. Он был похоронен вблизи храма. О настоятеле


Храм со стороны апсиды


Колокольня


Вид храма с центрального входа, видна мозаичная икона


Могила настоятеля




Вокруг храма ряд памятников в память о Блокаде и войнах





По описаниям храм Марии Магдалины стоял напротив дома 53 по Малоохтинскому пр., если это действительно так, то сейчас на месте храма и центральной части кладбища строится дом.

Ниже приведены части планов Петербурга разного времени с показанием Малой Охты и кладбища. Планы до 1945 г. взяты с сайта Окрестности Петербурга


С плана Петрограда 1914 г. показано также Малоохтинское старообрядческое, на берегу Охты


План составленный после революции, но на 1914 г.


С плана Петрограда 1916 г.


План Ленинграда на 1925 г.


«Новый план Ленинграда» 1934 г.


План Ленинграда 1939 г.


Современная карта, подчёркнутое здание – место церкви, дома 53 и 55 кое-как помечены.


Просмотреть увеличенную карту

Далее я приведу фото современного места кладбища. Как выясняется, новая церковь стоит не совсем на месте кладбища, а немного в стороне от него, наверное, на самой окраине, значит, кладбище попадает под новый строящиёся дом и другие постройки.


Дом 53 по Малоохтинскому пр. на против него было кладбище


Понорама

На этой старой панораме дом 53 показан красной стрелкой, а слева от него видна группа деревьей – тополей (над ними красный крест), стоящих в виде каре, по сведениям И.В. Попова, там и была церковь.


Вид на стройку с Малоохтинского пр. от входа в новый храм


Справа дом 53, вид от него на стройку


Слева виден новый храм

К сожалению сегодня я не прошёл и не сфотографировал дальше, где была место храма. Если судить по старой панораме, то более точно оно была между домом 53 и 55.


Вид на строящееся здание из центра пустыря у детской площадки


Гранитные глыбы на газоне у детской площадки, возможно артефакты кладбища




Вид на участок бывшего кладбища от Новочеркасского пр. Судя по всему школа стоит не на месте кладбища, а вот шикарный дом, как раз на его месте (восточной части)



Наложение кладбища на современное место Здесь же по ссылке, несколько сообщений форума о проблеме кладбища.

Надо что-то делать с этим кладбищем. Нельзя позволить просто так его застроить.
Мы сейчас с Поповым заняты Митрофаньевским, на это кладбище нас не хватит, но помочь всем, чем сможем, мы готовы. Надо что-то делать.

Comments

( 28 комментариев — Комментировать )
rudy_ogon
11 июн, 2009 05:30 (UTC)
Материал роскошный.
Но что можно делать, когда уже всё застроено?
forestier
11 июн, 2009 06:43 (UTC)
На самой последней ссылке есть карта с наложением, если она верна то новый дом стоит всё-таки на куске кладбища, а не на всём.

Во-первых. Даже у застроенного кладбища имеет смысл заставить Правительство СПб, а именно КГА и КГИОП прописать охранные границы кладбища, на основе старых документов. Кроме того есть ещё кусочек кладбища в начале быв. Мариинской ул., почти у Охты был детский приют (сохранилось здание), у приюта было своё маленькое кладбище, куда хоронили детей (на стырых планах оно обозначено).

Во-вторых. Написать о кладбище книгу, чтобы каждый её смог прочитать. Разослать потом это книгу по всем адресам дома, с пометкой "вы живёте на костях".
tasia78
11 июн, 2009 06:49 (UTC)
А смысл? В Ленинграде такого столько было. Люди, живущие рядом с Пискарёвским мемориалом тоже живут на месте блокадных захоронений.
В окрестностях эту стройку и так "квартал на костях" окрестили. Кто захочет узнает, а кто не хочет - забудет через пять минут. Цены застройщику не собьём.
forestier
11 июн, 2009 07:04 (UTC)
Дело не в том, чтобы кому-то что-то сбивать. Нужно показать людям документы, которые хранятся в архиве. Мы готовы помочь, если кто серьёзно возмёться. Можно разыскать и объединить родственников, тех кто там похоронен, как это делается с Митрофаньевским. Родственники имеют прямую юридическую силу. Здание строится в нарушение Федерального закона № 8, статьи 16.

Ладно, когда они дома-памятники сносят, но когда они людей начинают выкапывать, это уже последняя капля, это уже самое святое. Нельзя этого так просто оставлять.
tasia78
11 июн, 2009 06:51 (UTC)
Обрати внимание на кусочек карты от 1925. Один из квадратиков на мысу явно наш :)
forestier
11 июн, 2009 20:02 (UTC)
Здесь есть, что делать http://www.plancap.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=377&Itemid=55&lang=ru&month=11&year=2007
По это ссылке компания, которая хочет застроить оставшуюся часть кладбища. Им будет нужна экспертиза «согласованную экспертизу возможности застройки территории бывшего кладбища». То есть чиновники знают, что там было кладбище! Предполагается снос дома № 55 по Малоохтинскому пр. это не памятник, но здание дореволлюционное. Я думаю дома 51 и 53, как вновь выявленные объекты наследия тоже окажутся под большим вопросом. Кроме того, часть территории "«Р2» – зеленых насаждений общего и ограниченного пользования".

Как удалось выяснить на сегодняшний день. Затроено около половины кладбища, вторая половина пока не тронута.
tasia78
11 июн, 2009 06:44 (UTC)
Подборка хороша. Эту бы волну да 2 года назад, когда только объявили, что вместо стадиона будет банк под 100 метров. Тогда да...
forestier
11 июн, 2009 06:52 (UTC)
Ни когда не поздно начинать
ext_193265
11 июн, 2009 07:57 (UTC)
Спасибо, мы перепечатали Ваш текст на http://necroenergeia.wordpress.com. Однако считаем, что физические останки менее важны, чем человеческая память - если памяти нет, то какой смысл в камнях?
forestier
11 июн, 2009 08:26 (UTC)
В том то и дело, что цель нашей работы пробудить эту память, объеденить, тех кто помнит.
mim70
11 июн, 2009 08:01 (UTC)
Спасибо. Очень интересно. Только поздно. Не думаю, что будут сносить дома. Максимум чего удасться добиться это мемориальной доски.
А в 70-е проспект Энергетиков прямо через Большеохтиское кладбище провели, школьники на уроках костями играли... Тоже не верится, что Энергетиков обратно закопают.
harajuku_blue_b
11 июн, 2009 08:06 (UTC)
"Ломоносовская" еще.
forestier
11 июн, 2009 08:29 (UTC)
Там вроде сквер отстояли.
forestier
11 июн, 2009 08:28 (UTC)
Когда делали Энергентиков, было большое объявление о том, чтобы родственники перенесли останки своих близких, и многие перенесли. Там сделали более гуманно.

Я и не собираюсь добиваться сноса дома.
mim70
11 июн, 2009 09:07 (UTC)
Тем более, что в этом случае пострадали бы ни в чём не повинные люди, которые там купили квартиры. И всякий мелкий бизнес купивший себе помещения под магазины кафе и пр.
forestier
11 июн, 2009 08:37 (UTC)
Все считают "Ну и хрен с ним, с кладбищем, ведь дом сносить не будут", но чтобы попытаться что-то сделать, - ни кто не хочет.
mim70
11 июн, 2009 09:02 (UTC)
А что именно сделать? Каков должен быть результат этих действий?
forestier
11 июн, 2009 09:09 (UTC)
Прописать границы кладбища, закрепить их в КГА и КГИОП, потом внести в генеральный план.
mim70
11 июн, 2009 09:10 (UTC)
Вместе с домом?
forestier
11 июн, 2009 09:13 (UTC)
Почему нет, земельный участок есть земельный участок. Потом дом занимает 1/3 часть кладбища.
forestier
11 июн, 2009 09:10 (UTC)
Объеденить потомков, тех кто там был похоронен.
mim70
11 июн, 2009 09:20 (UTC)
Общественное объединение родственников чьи тела захоронены на одном кладбище. Даже не знаю смешно это или грустно. Тем более, что на неэлитных кладбищах публика весьма разношёрстная, все ли захотят дружить с родственниками покойных?

Я с вашего позволения у себя материал попиарю. И может смысл есть сюда поставить его: http://community.livejournal.com/oxta_spb/
forestier
11 июн, 2009 09:25 (UTC)
По Митрофаньевскому кладбищу большинство согласилось дружить. Главное, что они имеют юридическое право потребовать обозначить границы кладбища. И если, например, нет закона о том, что на месте храма строить нельзя, то закон о том, что на месте кладбища строить нельзя - есть (ФЗ №8, ст. 16).

В сообщество запись отправил.
kleomen
11 июн, 2009 17:03 (UTC)
вот тут разъясняется кто чего хочет построить на месте кладбища и по соседству с ним .
http://www.plancap.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=377&Itemid=55&lang=ru&month=11&year=2007
forestier
11 июн, 2009 19:56 (UTC)
Пиздец. «согласованную экспертизу возможности застройки территории бывшего кладбища». Как можно застроить кладбище против Федерального закона!

Здание школа (дом 55) постройка дореволюционная.
Наталья Вышинская
11 янв, 2011 08:06 (UTC)
http://img-fotki.yandex.ru/get/5500/antigraviton.0/0_3a66e_c355788e_L
Этот комплекс на месте кладбища?
forestier
11 янв, 2011 08:13 (UTC)
Да, это именно он
soldat_jein
28 ноя, 2015 12:08 (UTC)
Мой дедушка похоронен на Малоохтинском кладбище в мае 1942 года. Он был военным в Кронштадте. 18 мая 1942 годав Ленинграде был ранен в живот осколком снаряда. Каждый год в день смерти дедушки мы с мамой приезжали на кладбище и искали его могилу среди множества безымянных... Смотритель кладбища говорила, что книги кладбищенские то ли погибли, то ли она в состоянии сильного истощения не вела записи... на каждой безымянной могиле я оставляла веточку распустившейся вербы. У каждой мы останавливались, задаваясь вопросом: может быть, здесь он лежит.?... Годы шли, а моя мама продолжала скучать по любимому отцу и искать его могилу... она каждый раз заходила к смотрительнице и просилапостараться вспомнить место захоронения. Мама говорила: ну вспомните, пожалуйста. Его хоронили военные, был оружейный салют. Смотрительница иногда говорила:
-Прости, не помню. Голодная была. -
А иногда показывала на одну из безымянных могил. Мама убирала могилу, приносила вербу, хотя и знала, что здесь похоронен кто-то другой. А на следующий год опять умоляла вспомнить... вообще, она с болью и состраданием смотрела на все безымянные могилы... погребенных во время блокады....
..

Edited at 2015-11-29 17:29 (UTC)
( 28 комментариев — Комментировать )

Архив

Июнь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Тэги

Разработано LiveJournal.com
Designed by Naoto Kishi